Когда-то английский в языковых школах делился на обычный, разговорный и бизнес. Сейчас всем стало понятно: все многообразие языка не уместишь в эти категории. Часто нужны довольно необычные программы или подходы к обучению, которые подогнаны под нужды студентов.
Контент-продюсер Skyeng Екатерина Овсиенко рассказывает, почему точно подобранная программа и интересные уроки — основа прогресса в учебе, как мы адаптируем обучение и создаем отдельные курсы для компаний.
А зачем вообще что-то адаптировать?
Почти все учили английский в школе, и многие ходили на этот урок, как на каторгу. Просто было непонятно, зачем учить герундий и писать все эти сочинения, которые не нужны за пределами класса.
А теперь представьте, что английским пришли заниматься сотрудники компании, которая делает ракеты для полетов на Марс и хочет наладить партнерство с Илоном Маском, или участники российской киберспортивной команды. Скорее всего, никому из них не понравится идея обсуждать погоду на английском и писать сочинение «About myself».
Более того, им нужны будут разные навыки. Спортсменам — молниеносно читать, чтобы успевать за чатом, и идеально понимать речь на слух, чтобы синхронизироваться во время игры. Ракетостроителям — отличное знать «космические» термины, быстро разбираться в документации и уверенно говорить, чтобы переговоры с американскими бизнесменами проходили успешнее.
Учебная программа должна развивать нужные навыки и четко вести к поставленной цели, а каждый урок — быть интересным ученику. Так студенты будут понимать, зачем они вообще учатся, вовлеченность в учебу вырастет, а значит, и прогресс в английском будет быстрее.
Как вы в Skyeng адаптируете обучение?
Все начинается с roadmap — это карта курса, которая поможет ученикам прийти к цели. В ней показано, сколько для этого нужно уроков, какую грамматику и лексику должны освоить студенты, в какой момент они пройдут тесты и экзамены.
Подготовка к написанию этой карты похожа на допрос в детективном сериале. Мы вместе со старшим методистом встречаемся с заказчиком курса (компанией) и задаем много вопросов. Самые простые из них:
- Какая нужна лексика?
- Какой уровень английского у студентов?
- Зачем именно им нужен английский?
- Что они знают сейчас?
- Что им нужно знать лучше?
- Есть ли какой-то навык, на которой они хотят сделать упор?
- Как они собираются применять полученные знания?
Только получив все ответы, мы поймем задачу максимально точно и начнем готовить roadmap для компании. Roadmap — великая вещь! Он позволяет даже готовые уроки скомпоновать так, что они будут дополнять друг друга. Без roadmap у нас есть просто набор уроков, которые сами по себе хороши, но в результате не дадут того же эффекта.
Это самый ответственный этап: от него зависит, придет ли наша компания к цели. Поэтому на него тратится больше всего времени. Разработка roadmap занимает от полутора недель до месяца — в зависимости от сложности, тематики и многих других факторов.
Кто все это придумывает?
Лучшая команда мира — «Мстители» — вместе сильнее, чем каждый из героев по отдельности. Так и мы с заказчиками получаем лучший результат, когда работаем вместе. Например, заказчик может дать нам книги и другие материалы, на основе которых мы разрабатываем курс.
Так, например, началась работа с компанией «Волга-Днепр Техникс». Мы получили от них отличный учебник английского для полетных инженеров и пилотов и материалы для сдачи экзамена ICAO (в компании сдают очень похожий экзамен).
Зачем нужны мы, если у заказчика и так есть все материалы? Все просто: учиться по профессиональным книжкам даже в группах с преподавателями — чаще всего невыносимая тоска. На каждом занятии приходится бороться не только со сложными терминами и новыми навыками, но и со скукой и ленью. Студенты начинают все чаще прогуливать, прогресс тормозится.
Мы упаковываем полученные знания в увлекательные уроки на платформе Vimbox, набитые видео, аудио и интерактивными упражнениями вроде этого:
Решать такие головоломки гораздо интереснее, чем листать учебник и по сотому разу повторять вслух одни и те же слова. А увлеченные ученики реже прогуливают, занимаются регулярно и итоге достигают цели быстрее. Платформа, кстати говоря, уникальная и не имеет аналогов на рынке: разработчики Skyeng сделали ее — и каждый день продолжают совершенствовать.
А как создается урок?
Идеи, как именно построить урок, появляются по-разному. Иногда я вижу, что под задачи и потребности клиента нужна определенная структура или наполненность урока. Тогда я иду к куратору методистов на чашку кофе и объясняю ему свое видение. Здесь важно прийти к общему решению, потому что мы все (я, куратор методистов и методисты) смотрим на задачу с разных углов зрения.
Когда мы приходим к общему мнению, вместе со старшим методистом мы составляем план урока и прикидываем, какой именно контент в него включить: статью, фрагмент радиопередачи, игру с сопоставлением слов и так далее. Это зависит от цели всего курса и конкретного урока.
Задания (диалоги, вопросы к статьям, тексты для аудиозаписей и так далее) пишут методисты Skyeng. Они же готовят все необходимые для этого задания для закрепления материала, тесты и экзамены.
Урок почти готов. Дальше мы отправляем его на верстку, попутно подбираем иллюстрации, записываем аудио и так далее. В любом курсе больше всего времени уходит на первый урок: от идеи до попадания в Vimbox проходит минимум две недели. После этого становится проще, и мы можем выпускать один-два урока в неделю. На платформу Vimbox урок попадает только после проверки и вычитки.
Кто все проверяет?
Сделанные нами уроки проверяют эксперты. Обычно это кто-то со стороны заказчика: в большой компании, как правило, находится человек, который отлично знает и английский, и профессиональные термины. Часто от них нужна помощь с корректным переводом. Ведь можно отлично знать методику английского, но не знать, как правильно называется часть космического корабля. И здесь поможет эксперт.
Работа с экспертами каждый раз ведется по-разному. Например, с «Додо Пиццей» мы долгое время работали по такой схеме: согласовали формат в самом начале и каждые два месяца просто готовили тесты по нему. Прежде чем загрузить тест на платформу, мы согласовываем его с компанией. Если есть правки, мы вносим их за день.
А вот с 1С International все по-другому. Эксперт заказчика присутствует на каждом шаге: смотрит на методику и верстку, проходит альфа-тестирование каждого урока, а затем — бета-тест. На каждом этапе он дает нам свои комментарии, которые помогают улучшить контент.
Обязательно ли делать курс с нуля?
Адаптация обучения можно сравнить со строительством дома. Иногда нужно разработать проект под свои потребности и возвести здание на пустыре. Но чаще всего достаточно заказать сборный домик или вовсе купить готовый, немного отремонтировать его и жить счастливо.
Поэтому мы пишем курсы под компании не только с нуля. Довольно часто мы собираем их из тех уроков, которые уже есть на платформе Vimbox. Например, компания хочет, чтобы ее сотрудники выучили базовую грамматику за 12 уроков. У нас есть несколько грамматических курсов, но уроков в них в 2-4 раза больше. Что мы делаем в этом случае? Снова составляем roadmap, который поможет прийти к намеченной цели за нужное количество занятий, и передаем его учителю. Преподаватель выбирает готовые уроки в том порядке, который указан в карте, а ученики идут к своей цели в нужные им сроки.
Бывает и так, что нужны лишь небольшие доработки к уже существующему материалу. Например, сотрудникам «Додо Пиццы» подходили занятия по основной программе, но было важно замотивировать их учиться хорошо и регулярно. Чтобы никто из студентов не переносил уроки вечно и не застревал на одном уровне, в «Додо» придумали соревнование. Все участники делятся на три лиги по уровню владения языком: А2 (базовый), B1 (промежуточный) и B2 (уверенное владение). Раз в два месяца они должны сдавать тест, который не предусмотрен основной программой, поэтому специально для них мы регулярно готовим три теста — по одному на каждую лигу.